четверг, 9 декабря 2010 г.

Сказочное золото и черепки Интернета

Что ищут люди в Интернете?.. На первом месте, пожалуй, это практическая информация потребительского характера, о которой нельзя сказать однозначно, для кого, когда и насколько она банальна, актуальна и полезна.
Например, по данным портала Yahoo в 2010 году пользователи Интернета чаще всего задавали вопрос: как завязать галстук? Небезынтересно, что в этом ряду пользователей мало кто знает: «как сварить яйцо». (Ну, американцы и тупые, как сказал бы наш сатирик Михаил Задорнов).
Однако, кроме практичности в сети есть немало места и романтике, так вслед за проблемой с завязыванием галстука идут вопросы: «как нужно правильно целоваться» и «как похудеть». В десятку самых популярных вошли также и вопросы: «что такое любовь», «что такое счастье».
Событием, которое взволновало наибольшее количество интернет-пользователей в 2010 году, стала авария в Мексиканском заливе на нефтеплатформе British Petroleum. Эта авария является крупнейшей экологической катастрофой в истории Соединенных штатов.
Среди самых популярных новостей оказались обзоры футбольного чемпионата мира в Южной Африке, и заметки о Майли Сайрус – звезде сериала «Хана Монтана».
Я не отношу себя к числу футбольных фанатов и поклонников сериалов, но мне очень хорошо понятны причины, по которым в людях кипят подобные страсти. Переживая за судьбу любимой команда или героя сериала, люди неосознанно так или иначе стремятся повысить свою значимость, свою самооценку. Ведь причисляя себя к чему-то действенному, красивому, массовому, значимому, великому, они как бы и сами становятся частью этого. Это своего рода наркотик: употребил (посмотрел) – и создается иллюзия, что и у тебя в жизни все классно, замечательно. Хотя бы на некоторое время забываешь, как все обстоит на самом деле лично в твоей жизни.
Форумы, как и другие социальные сети, я думаю, имеют свойство затягивать людей по тем же причинам. Им хочется внимания к своей персоне: повысился рейтинг, увеличилось количество просмотров, поставили новые оценки фотографиям, - и вот та же иллюзия, что ты популярен, почти, как звезда сериала.
Россияне, между прочим, отличились в этом году особым пристрастием к социальным сетям. В результате наша страна стала мировым лидером по количеству часов, проведенных за интернет-общением. В августе, например, по данным того же портала Yahoo, в соцсетях «зависали» 34,5 млн. россиян. Это 75% от всех российских интернет-пользователей. В социальных сетях они проводят 9,8 часов в месяц, тогда как средний показатель по миру – 4,5 часов.
Обидно, что взрослые из-за недосмотра работодателей нередко тратят на это свое рабочее время, а дети и молодежь из-за недосмотра родителей – свободное. За то же время те и другие могли бы сделать массу более полезных для себя и для общества вещей. А при грамотном подходе работодателей и родителей – подобное же виртуальное общение, но не в абстрактных социальных сетях, а, например, на местном информационном Портале можно было бы даже поставить в заслугу как работникам предприятий и организаций – за их разъяснительную политику, так и молодым людям – за их свежие идеи со стороны и активную гражданскую позицию.
Ведь подумайте только, что могут значить для молодого человека к моменту окончания им школы десятки, а то и сотни серьезных, вскрывающих какие-либо проблемы публикаций на местном сайте или в своем личном блоге?.. Наверное, при прочих равных условиях такой факт в портфолио молодого человека скорее пойдет ему в зачет при поступлении в вуз или устройстве на работу, нежели часы, проведенные в «Одноклассниках» или «В Контакте»…
Впрочем, я ничего не имею против вышеупомянутых социальных сетей и не призываю никого категорически отказываться от этого увлечения в угоду популяризации любой другой, но по сути подобной же социальной сети. Надеюсь лишь, что люди будут осознавать, что любой интерактивный проект – это всего лишь хороший инструмент для решения определенных задач, которым можно в меру пользоваться… или не пользоваться, и который в неумелых руках может принести определенный вред, а в умелых – определенную пользу.
В классическом советском мультфильме по мотивам индийских сказок к Радже приводят Золотую Антилопу и тот просит ее выбить из под своих копыт как можно больше золота. В данном случае, внимание, которого интернет-пользователи хотят найти в социальных сетях, мне представляется аналогом сказочного золота. (Внимание, оно ведь действительно дорого и ценно).
- А что,  если золота будет слишком много? – спрашивает Антилопа.
- Глупое животное, - говорит Раджа, - золота не может быть слишком много.
Печальный и нравоучительный финал этой сказки известен: когда золота оказывается слишком много, оно обесценивается и превращается в черепки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий